Исполнительные функции — это когнитивные процессы, которые организуют мысли иповедение, помогают приоритизировать задачи, эффективно распределять время ипринимать решения. Исполнительные функции помогают создавать структуру вжизни, стратегически планировать проекты иопределять последовательность шагов дляихреализации.
Люди сисполнительной дисфункцией испытывают трудности стем, чтобы анализировать, планировать, организовывать, распределять по времени и в конце концов завершать задачи, вчастности, укладываться в сроки. Они неэффективно распределяют ресурсы ирасставляют приоритеты, теряют важные вещи. Врезультате большие проекты часто становятся дляних абсолютно непосильной задачей.
Является ли исполнительная дисфункция симптомом СДВГ
Можно встретить много ошибочных представлений об исполнительных функция иихсвязи сСДВГ. Является лиСВДГ расстройством исполнительных функций? Является лилюбой расстройство исполнительных функций СДВГ? Ответ зависит от того, чтомыназываем «исполнительными функциями» икак понимаем их взаимосвязь ссаморегуляцией.
Термин «исполнительные функции» впервые использовал Карл Прибрам в1970х всвоих исследованиях, которые связали исполнительные функции спрефронтальной корой (ПФК) головного мозга. Термин традиционно использовался внейропсихологии, клинической психологии ипсихиатрии. Однако впоследние годы онстал применяться вболее широком контексте общей психологии, образования.
Современная наука выделяет четыре нейронные сети вПФК, которые являются нейробиологической основой исполнительных функций.
Сеть «ЧТО» Включает лобную долю, вособенности еёнаружную поверхность, ираспространяется до базальных ганглиев, вчастности структуры под названием полосатое тело. Сеть «Что» связана с рабочей памятью, иименно здесь наши мысли начинают запускать наше поведение. Сюда относятся цели ипланы набудущее.
Сеть «КОГДА» Тоже включает префронтальную зону и доходит до очень древней части мозга подназванием мозжечок, который находится взадней части головы. Сеть «Когда» — это«часовой» мозга: она координирует плавность и последовательность действий, атакже их своевременность — то, когда мы решаем ихделать. Нарушения функционирования сети «Когда» могут объяснять частые проблемы стайм-менеджментом улюдей с СДВГ.
Сеть «ПОЧЕМУ» Также включает лобные доли ипроходит через центральную область мозга (переднюю поясную кору) вплоть доминдалевидного тела — «ворота» влибмическую систему. Эту сеть ещё называют «горячей» сетью, потому что она связана сэмоциями. Здесь наши мысли могут взять контроль над чувствами — илинаоборот. Это последняя инстанция припринятии решений. Эта сеть выбирает между разными вариантами, основываясь наих эмоциональных имотивационных составляющих.
Сеть «КТО» Проходит отлобных долей ксамой задней части полушарий. Здесь зарождается наше самоосознание, то есть осознание того, что мыделаем, каксебя чувствуем (внутри и снаружи) ичто снами происходит.
Рассматривая СДВГ сточки зрения этих четырех сетей мозга, можно предположить происхождение симптомов. Взависимости оттого, какая изсетей наиболее илинаименее нарушена, мы видим разную симптоматику уразных людей. Укого-то может быть выраженный дефицит оперативной памяти. Другие испытывают большие трудности сэмоциональной регуляцией. Кто-то может иметь значимые проблемы стайм-менеджментом, номеньше симптомов издругих областей. Однако всеэти проблемы затрагивают эти 4 сети.
Какие навыки включают исполнительные функции
Вшироком смысле, исполнительные функции описывают когнитивные иментальные способности, которые необходимы человеку длядостижения целей. Иными словами, то, какмы действуем понаправлению кцелям икакие ментальные навыки нам дляэтого нужны.
Этот термин близок кпонятию саморегуляции. Исполнительные функции — это то,что делает человек сам ссобой, чтобы изменить свое поведение. Эффективное использование исполнительных функций помогает строить лучшее будущее.
Исполнительная функция мозга оценивается наосновании того, насколько хорошо работают следующие 7 навыков:
Торможение — навык, который также называют самоконтролем.
Невербальная рабочая память — способность удерживать вещи в голове. Сюда относится зрительное представление — то, насколько хорошо человек может что-то себе представить.
Вербальная рабочая память, иливнутренняя речь — то, чтомногие называют внутренним монологом.
Эмоциональная саморегуляция — способность применять предыдущие 4 навыка дляуправления своим эмоциональным состоянием. Это означает умение использовать слова, образы иосознанность дляпереработки иизменения эмоционального восприятия вещей.
Самомотивация — то, насколько хорошо человек умеет сам себя мотивировать длявыполнения задач, которые неприводят кнемедленному результату.
Планирование и решение проблем. Эксперты иногда называют этот навык «игрой ссамим собой» (англ. self-play) — процесс обработки информации вуме, чтобы придумать новые способы действий. Раскладывая вещи насоставляющие исобирая ихзаново разными способами, мыможем придумывать варианты решения проблем.
Эти 7 навыков наверняка звучат длявас знакомо. Если увас есть типичные симптомы СДВГ, то вы, скорее всего, испытываете трудности совсеми илибольшинством изэтих исполнительных функций. Например, трудности с торможением часто обуславливают импульсивные поступки. Апроблемы с эмоциональной регуляции могут приводить кнеуместным вспышкам эмоций.
По большому счету, СДВГ можно назвать синдромом дефицита исполнительных функций. Итермин СДВГ — это просто один изспособов обозначения этих проблем.
Эти 7 исполнительных функций развиваются впроцессе взросления, как правило, вхронологическом порядке. Самоосознание / осознанность обычно начинает развиваться врайоне двух лет. Навыки планирования и решения проблем унейротипичного человека полностью формируются к 30 годам. Люди с СДВГ, как правило, на20-30% отстают отсверстников поразвитию исполнительных функций.
Таким образом, становится понятно, почему дети ивзрослые с СДВГ испытывают трудности всоответствующих возрасту ситуациях: они мыслят идействуют так, как ихболее младшие соратники.
Понимание работы исполнительных функций может помочь родителям своевременно распознать признаки СДВГ, обратиться запрофессиональной оценкой иадаптировать среду — прежде чемребенок начнет испытывать существенные проблемы вшколе.
Грамотная адаптация среды итерапия могут помочь взрослым сСДВГ научиться использовать эти знания, чтобы современем восполнять дефициты исполнительных функций.
Оригинал:Рассел Баркли Перевод: Женя Янке, со-основательница проекта обСДВГ «Где моё внимание?» и «Школы Здорового Взрослого». Оформление: Наташа Барская, Марина Иванникова.