Библиотека полезностей

Новые технологии в диагностике и коррекции СДВГ

Диагностика

Новые технологии в диагностике и коррекции СДВГ

Медикаментозная и когнитивно-поведенческая терапия играют важную роль в управлении симптомами СДВГ, однако современные исследования и технологические разработки открывают новые возможности для диагностики и коррекции этого состояния.
В последние годы все больше внимания уделяется инновационным технологиям, которые могут значительно улучшить качество жизни людей с СДВГ, лучше понять механизмы работы мозга при СДВГ и предложить новые подходы к его лечению, делая процесс терапии более эффективным и персонализированным.
Выпускницы курса «Терапия взрослых с СДВГ» Александра Полетаева, Жанна Жирёхина и Диана Федюкович разобрались в этих современных технологиях. Читайте в их статье, как для лечения СДВГ применяются следующие методы:
  • Биологическая обратная связь (БОС)
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
  • Мобильные приложения и игры
  • Виртуальная реальность (VR)
  • Нейровизуализация

Биологическая обратная связь (БОС)

Биологическая обратная связь (БОС) — это процедура, в которой человек в мультимедийно игровом формате мониторит и контролирует свои физиологические параметры в реальном времени с помощью электронных приборов.
БОС-интерфейс можно представить как зеркало, которое отражает внутренние процессы организма. Например, можно отслеживать уровень концентрации, переключение внимания, частоты сердечных ударов и другие параметры.
В терапии СДВГ метод БОС помогает человеку развить навыки самоконтроля и саморегуляции, чтобы управлять гиперактивностью, эмоциональными реакциями и улучшить внимание.
Эффективность:
Данные исследований пока очень неоднозначны. Некоторые заключают, что эффект есть, другие его не обнаруживают.
Преимущества:
Игровой формат помогает развивать внимание непринужденно, небольшое количество противопоказаний, не требует постоянного применения как фармакотерапия, отсутствие побочных эффектов
Недостатки:
Ограниченная доступность в малых городах, недостаточно исследована эффективность, ограничение по возрасту — 6 лет.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — это метод стимуляции нервных клеток головного мозга с помощью магнитных полей. Его используют в научных исследованиях нейропсихологии, нейробиологии и психиатрии, а также для лечения различных заболеваний — от расстройств шизофренического спектра до депрессии.
Как работает ТМС:
Специальную катушку размещают над головой пациента, затем ее «включают», и она генерирует кратковременные магнитные импульсы. В зависимости от параметров стимуляции (частота, амплитуда и продолжительность импульсов), ТМС либо усиливает активность нейронов, либо подавляет её.
В случае с СДВГ, воздействие ТМС, как правило, направляют на дорсолатеральную кору головного мозга, чтобы изменять ее возбудимость и способствовать нейропластичности.
ТМС применяется с СДВГ для снижения дефицита исполнительных функций, особенно в развитии торможении реакции, стойчивого внимания, рабочей памяти и планирования.
Эффективность:
ТМС показывает себя как безопасный метод в лечении СДВГ как у взрослых, так и у подростков. Отдельные исследования показывают многообещающие результаты по улучшению симптомов СДВГ, таких как сложности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивность, после лечения ТМС (однако, исключения, не обнаруживающие существенной разницы между активным лечением ТМС и имитацией лечения тоже есть).
Преимущества:
ТМС — довольно дешевый и доступный метод лечения, однако сам аппарат ТМС может быть дорогим к покупке для лечебного учреждения.
Недостатки:
Побочные эффекты, такие как легкие головные боли или раздражение кожи головы, могут возникнуть в течение первой недели терапии. К тому же ТМС противопоказан, если у пациента есть эпилепсия, судороги, кардиостимулятор или другие электронные импланты.

Мобильные приложения и игры

В последние годы мобильные приложения и игры стали рассматриваться как перспективные инструменты для диагностики и коррекции СДВГ.
Хотя приложение не может считаться традиционным лечением СДВГ, оно предоставляет пользователям ресурсы, которые могут помочь в управлении ежедневным графиком или рутиной, оставаться организованными, сосредоточенными и внимательными.
Эффективность:
Исследования предполагают, что мобильные приложения и игры могут улучшать когнитивные функции, внимание и поведенческие навыки. Но необходимы дополнительные исследования для подтверждения их безопасности и эффективности.
Преимущества:
Игры могут использоваться для диагностики СДВГ, так как фиксируют более объективные данные по сравнению с традиционными методами, основанными на субъективных оценках врачей и опекунов. К тому же они могут эффективно различать случаи СДВГ и его подтипы, что подтверждается рядом исследований.
Недостатки:
Во многих исследованиях нет достаточной выборки, контрольных групп и широких возрастных категорий участников. Это снижает надежность полученных данных.
Кроме того, большинство приложений не содержат информации о своей разработке и доказательствах эффективности, что затрудняет их применение в клинической практике.

Примеры мобильных игр

  • EndeavorOTC
Это терапевтическое приложение, которое использует сенсорные и моторные стимулы для воздействия на префронтальную кору головного мозга и активации ее с помощью видеоигры.
  • Inflow — Manage your ADHD (на английском)
Inflow был разработан клиницистами и тренерами, многие из которых сами живут с СДВГ, с программами и функциями, основанными на принципах когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
При регистрации вы проходите скрининг симптомов СДВГ, затем предлагается индивидуальная программа обучения. Inflow стремится помочь пользователям узнать больше о СДВГ и их собственном поведении, что, в свою очередь, может помочь им научиться концентрироваться и быть более продуктивными, уменьшить гиперактивность и улучшить навыки эмоциональной
  • Todoist: To-Do List и привычки (на русском)
Это простой, но мощный инструмент управления ежедневными делами и задачами, который позволит организовать жизнь и работу, разгрузить ум и приоритизировать задачи.
Для наглядности их можно выделять цветов, отмечать категории, фильтровать рабочие и личные задачи, а также использовать формат календаря, списка или доски. Есть возможность связать приложение со своим Google календарем и синхронизировать с другими устройствами.
  • Headspace (на английском), есть русский аналог Insight Timer
Это приложение для осознанности, которое учит пользователей искусству медитации. Исследования поддерживают практики осознанности как способ лечения СДВГ, при этом одно исследование 2021 года отмечает, что это, вероятно, улучшает когнитивное и физическое благополучие у людей с СДВГ.
Headspace может сделать ежедневную медитацию более доступной и удобной с ежедневными подсказками, которые варьируются от одной минуты и больше, в зависимости от опыта и уровня навыков.
Приложение включает в себя управляемую медитацию, курсы медитации, упражнения на осознанность и многое другое, а также музыку для фокусировки.
  • СДВГ — научное исследование (на русском)
Приложение от CogniFit. Это ведущая компания в области цифрового здравоохранения, занимающаяся оценкой и улучшением когнитивного здоровья. Его методология состоит из комплексной батареи тестов и заданий, разработанных на научной основе. Каждое из этих упражнений было тщательно отобрано и классифицировано с целью оценки и измерения функций мозга.
Этот многомерный научный инструмент позволяет тренировать основные когнитивные способности, нарушающиеся у взрослых при СДВГ, с помощью разнообразных нейропсихологических упражнений.

Виртуальная реальность (VR)

VR-технологии сейчас используются не только для развлечений, но и для лечений расстройств, в том числе для реализации программ реабилитации детей, подростков и взрослых с СДВГ. А актуальные исследования даже рассматривают возможность внедрить VR в диагностику СДВГ, так как интервью не всегда обеспечивает точность постановки диагноза.
Как обычно используют VR для лечения СДВГ:
Чаще всего VR для лечения СДВГ используют, что тренировать навык игнорировать отвлекающие факторы.
Например, если ребеноку сложно фокусирововать внимание, в виртуальной реальности ему могут показать классную комнату с отвлекающими факторами, которые ему нужно игнорировать для решения теста по математике. Такое упражнение может мотивировать его пытаться концентрироваться на задаче, переключать внимания и подкреплять попытки вернуть фокус.
Однако сразу такой метод не сработает: нужно развивать навык и тренироваться по 20 минут в день около месяца, чтобы возникли заметные улучшения.
Эффективность:
VR терапия оказалась безопасной и эффективной в снижении симптомов гиперактивности и импульсивности у детей и подростков.
Преимущества:
Виртуальная реальность обеспечивает безопасную и контролируемую среду, в которой пациенты могут практиковать и совершенствовать свои поведенческие реакции, что может привести к лучшим результатам в реальной жизни.
Недостатки:
Программ VR-терапии взрослых на сегодняшний день, к сожалению мало: эту сферу еще предстоит развить и исследовать.

Нейровизуализация

Нейровизуализация — общее название нескольких методов, позволяющих визуализировать структуру, функции и биохимические характеристики мозга.
Для СДВГ характерны изменения как в активности мозга, так и структурные и функциональные изменения, которые можно фиксировать и изучать с помощью методов нейровизуализации, таких как:
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяет получить детальные изображения анатомической структуры мозга, чтобы оценивать его объем и обнаруживать структурные аномалии.
  • Функциональная МРТ (фМРТ) используется для измерения мозговой активности путем определения изменений в кровотоке. Этот метод позволяет исследовать функциональные связи между различными областями мозга.
  • Инфракрасная спектроскопия (fNIRS) позволяет изучать динамику работы мозга в режиме реального времени.
  • Магнитоэнцефалография (МЭГ) регистрирует магнитные поля, создаваемые электрической активностью мозга. МЭГ позволяет локализовать активные области мозга с высокой временной разрешающей способностью.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) измеряет электрическую активность мозга с помощью электродов, расположенных на поверхности головы. ЭЭГ используется для оценки паттернов мозговой активности и их изменений во времени.
  • Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) изучает нейрохимические процессы мозга.
Цель применения:
Методы нейровизуализации в области СДВГ чаще всего используются в научно-исследовательских целях, чтобы обнаружить морфологические различия у людей с СДВГ и без, различия в нейрохимии и функционировании мозга, изучить предикторы и механизмы нарушений при СДВГ. В диагностике СДВГ они не используются, так как на индивидуальной картине мозга невозможно определить нейронные биомаркеры СДВГ. При подозрении на СДВГ компетентный врач может рекомендовать методы нейровизуализации только с целью исключения органической патологии.
Эффективность:
Благодаря методам нейровизуализации были достигнуты значимые открытия в понимании механизмов нарушений при СДВГ:
Различия в объеме, поверхностных показателях (толщина коры, площадь поверхности и извивание) и целостности белого вещества в различных регионах мозга у детей и взрослых с СДВГ по сравнению с нормами популяции. Общее снижение объема серого вещества, которое чаще всего происходит в лобных долях. Обнаружена также большая выраженность симптомов у пациентов с меньшим объемом серого вещества в лобных и височных долях. В других исследованиях было замечено снижение серого вещества и в других областях: в передней поясной коре, двустороннем полосатом теле, левых перироландовых корах, правой верхней лобной коре, левой хвостатой и орбитофронтальной коре, двусторонней сенсомоторной коре и островке.
Аномалии в базальных ганглиях, префронтальных структурах и мозолистом теле были наиболее последовательно сообщаемыми результатами в исследованиях.
Нарушения целостности белого вещества в областях, отвечающих за передачу информации между различными частями мозга. Это может говорить о нарушении связи и взаимодействия между нейронными сетями, что объясняет поведенческие особенности у людей с СДВГ.
Исследования фМРТ на основе задач показывают, что многие области мозга демонстрируют гипер- и гипоактивность в зависимости от задачи. Гипоактивность наблюдалась в прилежащем ядре, лобно-теменной и лобно-стриарной областях, тогда как гиперактивность наблюдалась в базальных ганглиях и ППК.
Преимущества:
Нейровизуализации помогает дать объективную оценку функциональных и структурных особенностей мозга и детального исследовать морфологические различиия мозга людей с СДВГ и эффективности лечения, минимально вмешиваясь в организм.
Недостатки:
Высокая стоимость обследования и оборудования, ограниченное временное разрешение, невозможность выявления причинно-следственных связей, чувствительность аппаратуры к шумам и движениям.

Заключение и выводы

Междисциплинарный подход играет ключевую роль в эффективном лечении СДВГ. Он позволяет объединить знания и опыт врачей, психологов, педагогов и IT-специалистов для создания комплексных и индивидуализированных программ лечения.
Само внедрение новых технологий важно для коррекции СДВГ, потому что способствует достижению лучших результатов и улучшению качества жизни людей с СДВГ.
Рекомендации по использованию новых методов для специалистов:
  • Внедряйте новые технологии постепенно, интегрируя их в уже существующие программы коррекции и диагностики.
  • Используйте мобильные приложения и игры для улучшения когнитивных функций и поведенческих навыков, а VR-технологии для тренировки внимания и самоконтроля.
  • Опирайтесь на актуальные исследования и информацию о новых технологиях.
Авторы: Александра Полетаева, Жанна Жирёхина, Диана Федюкович
Редактура: Наталия Барская
Дизайн: Марина Иванникова
Источники
  1. https://link.springer.com/article/10.1007/s00787-018-1121-4,
  2. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13554794.2022.2027456
  3. https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1087054718821731
  4. https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/10870547211045738https://www.frontiersin.org/journals/psychiatry/articles/10.3389/fpsyt.2019.00035/ful
  5. https://bmcpsychiatry.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12888-023-05261-2
  6. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7021642/
  7. https://www.semanticscholar.org/paper/Transcranial-Magnetic-Stimulation-(TMS)-in-the-of-A-Weaver- Rostain/7c9632e30526703948b7f054e17690d2a5df3280
  8. https://www.semanticscholar.org/paper/Effects-of-repetitive-transcranial-magnetic-in-the-Asimoglou-Ts akiri/39d9c39c45d47339e10e74690ff1ba4ee55dfb6a
  9. https://www.semanticscholar.org/paper/1671-%E2%80%93-Use-Of-Transcranial-Magnetic-Stimuaiatio n-In-Ellis-Zaman/4e24d69e2f22eed11eeb7cc74947f67f6d203073
  10. https://www.semanticscholar.org/paper/Right-Prefrontal-Deep-Tms-Effects-On-Attention-and-Shahar- Alyagon/94566082c6318c16ca31093adc5119d9c5b37b29
  11. https://www.semanticscholar.org/paper/Randomised-sham-controlled-study-of-high-frequency-Paz-Fri edwald/3743154b125cab701aeb4a7aa10113d30801560c
  12. https://www.empr.com/home/news/fda-clears-over-the-counter-video-game-based-adhd-therapy-for-a dults/
  13. https://journals.plos.org/digitalhealth/article?id=10.1371/journal.pdig.0000083
  14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.660845
  15. https://www.cognifit.com/ru/ADHD-adults?srsltid=AfmBOooME1QIGIJnKd5c39SR-mt_Rj0AZ3VsRne Dg01NzTcfjOll2r48
  16. https://doi.org/10.1007/s00787-023-02250-4
  17. https://www.youtube.com/watch?v=hwWxTbV7orM
  18. https://www.semanticscholar.org/paper/IAmHero%3A-Preliminary-Findings-of-an-Experimental-to-Sch ena-Garotti/757cbd21077fe48a3b072c871f665e7e834673d8 https://www.semanticscholar.org/paper/Training-inhibitory-control-in-adolescents-with-a-McKay-Kirk/1 8c9ad460e0b620a9c6ca2409b56b675af473f48
  19. https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2024_n2/Sologub
  20. https://ajronline.org/doi/full/10.2214/AJR.21.26316
  21. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/dmcn.14050
  22. https://link.springer.com/article/10.1007/s10566-019-09542-4